Петр Семенович Шемендюк
Петр Семенович Шемендюк
16.03.2020

В  «Янтарьэнерго» чтут память Героя Советского Союза Петра Семеновича Шемендюк, в послевоенные годы работавшего заместителем управляющего «Калининградэнерго»

Судьба Петра Семеновича Шемендюка на редкость удивительная, полная героических свершений и в годы первых пятилеток, и в годы Великой Отечественной войны.

Лето сорок третьего. Курская дуга…Наступило 1 августа 1943 года. Назначенный командиром эскадрильи Шемендюк повел свою группу ЯКов на прикрытие наземных войск, наступавших южнее Орла. Это был его последний воздушный бой из 261 боевого вылета. В недавней схватке четырех Яков с десятком Мессершмиттов и Фокке-Вульфов советские пилоты дрались отчаянно. Командир эскадрильи Шемендюк скосил очередью одного «мессера» и удачно зашел в хвост другому. В это время Петр Семенович заметил, что к самолету молодого летчика Редькина пристроился Ме-109. Комэск бросил свою машину наперерез врагу, приняв весь огонь вражеского пулемета на себя. Мгновенно пронзила боль в левой руке, стекло кабины разлетелось на мелкие куски. Самолет охватило пламя. Невероятными усилиями летчик снизил высоту и вывалился из пылающего самолета. На такой подвиг мог решиться только человек нравственно подготовленный, человек чести и долга, воспитанный на товарищеской взаимовыручке и коллективизме. А подвиг не может рождаться вдруг, ему предшествует подготовка героя, способного на самопожертвование ради спасения других…

Родился Петр Шемендюк 16 (29) июня 1916 года в селе Липняжка ныне Добровеличковского района Кировоградской области Украины в крестьянской семье. Окончил Одесское строительное училище. Трудовая биография Петра Шемендюка началась рано. В 1931 году деревенский парнишка приехал в Одессу, где поступил в фабрично-заводское училище и получил специальность кровельщика и каменщика (это же училище, между прочим, окончил конструктор космических кораблей Сергей Королев). Работал Петр плотником, столяром. Когда вступил в комсомол, одним из первых поехал строить Комсомольск-на-Амуре. Там же сдружился с Алексеем Маресьевым. Вместе они обучались летному делу в аэроклубе и закончили его с отличием. Вместе поступили в военную летную школу в Чите. Дальше судьба разбросала друзей. Но она снова свела их в сорок третьем.

В 158-й истребительном авиаполку, в котором служил Шемендюк, были в основном опытные летчики, успевшие понюхать пороха на Халхин-Голе и в финской войне. Среди них особенно выделялся Петр Афанасьевич Покрышев – командир эскадрильи, будущий прославленный ас, дважды Герой Советского Союза. В его же эскадрилье и проходил службу Петр Шемендюк. Молодые лейтенанты в воздушных боях старались не отставать от своих старших товарищей.

На пятый день Великой Отечественной войны героический подвиг совершил комсомолец младший лейтенант Петр Харитонов. В критическую минуту боя он прорубил хвостовое оперение «Юнкерса» винтом своего самолета. А буквально через день ещё два однополчанина Шемендюка, младшие лейтенанты Степан Здоровцев и Михаил Жуков, также применили в бою страшное для врага оружие – воздушный таран.

8 июля 1941 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о присвоении Харитонову, Здоровцеву, Жукову звания Героев Советского Союза. Они первыми получили звезды Героев в дни Великой Отечественной войны. Все трое вышли из авиаполка, где проходил службу Петр Шемендюк.

3 января 1942 он сам открыл личный счет сбитым самолетам противника. Звено Шемендюка вылетело на сопровождение штурмовиков. Проходя над нашими войсками, Петр заметил фашистский бомбардировщик До-215, который атаковал нашу пехоту. Его бортстрелок открыл огонь и по самолету Шемендюка. Резкое снижение, вираж, очередь из пушки... Вражеский самолет загорелся, начал быстро терять высоту и вскоре сел в расположении наших войск. Со всех сторон к нему побежали красноармейцы. Насторожило то, что пилот не покинул кабину, а бортстрелок продолжал стрельбу. Нашему летчику пришлось дать предупредительную короткую очередь, чтобы пехота не подходила к фашисту, а затем на бреющем пройтись над подбитым бомбардировщиком и прошить его очередью. Вражеский самолет взорвался. Покачав приветливо крыльями нашим солдатам, Шемендюк взмыл в облака.

8 октября 1942 для отражения авиации противника в районе Ржева в воздух поднялась шестерка ЛаГов. На взлете Петр ощутил сильную и резкую встряску. Когда набрал высоту, по радио получил приказ комэска: «“Беркут-21”, уходи домой. У тебя левая лыжа стоит вертикально».

Вдруг из-за облаков вынырнули два Ме-109. Почуяв в неисправном истребителе легкую добычу, противник с ходу бросился в атаку. На фюзеляже обоих мессеров красовались черные тузы. Шемендюк напряг всё своё внимание, мобилизовал всю волю: противник был слишком серьезным. Но и у нашего летчика уже было достаточно опыта: к тому времени он отправил на тот свет более десяти вражеских асов.

Взяв инициативу в свои руки, Петр Шемендюк «предложил» врагам свою модель боя. Измотав противника маневрами, он неожиданно зашел одному из них в заднюю полусферу. Дал очередь, но черный туз увернулся. Зато второй оказался у нашего «на хвосте». Действия врага наш земляк чувствовал интуитивно. Вот он прицеливается, вот нажимает на гашетку. Пора! Неожиданно для врага советский летчик резко сбросил газ и перешёл на скольжение. Огненная россыпь вражеской очереди прошла над головой. Когда же обманутый фашист проскочил вперед, Петр ударил по нему из пушки и пулеметов. Мессер вспыхнул, свалился на крыло и, разгораясь, ударился о землю.

Сколько потом в войну у молодого летчика было критических ситуаций и побед! Сочетание твердой воли, большого мастерства и быстрого осмысливания происходящего помогали ему выходить даже из, казалось бы, безнадежных положений.

Вернемся же к событиям 1 августа 1943 года. Товарищи по эскадрилье видели, как Шемендюк выбросился с парашютом, как в воздухе его расстреляли враги и он упал на землю. В штаб сообщили о гибели боевого друга.

Через несколько лет местные школьники откопали самолет, нашли в кабине планшет с документами. Вскоре недалеко от места падения самолета на гранитном памятнике выбили фамилию Шемендюка.

…А Петр очнулся через несколько часов. Кругом лес, тихо-тихо. Все ближе и ближе доносились выстрелы. Неужели рядом немцы? Сориентировавшись по солнцу, он пополз. Ноги были прострелены, рука перебита. Добрался до какой-то деревеньки, постучался в крайнюю хату. Хозяйка-старушка при виде его упала в обморок. Перевязали его как смогли, и летчик двинулся дальше, к линии фронта.

В лесу, совсем обессилевшего, нашли Шемендюка наши разведчики. Потом – госпиталь, ампутация руки.

В московский госпиталь приехал навестить своего друга Алексей Маресьев.

- Отвоевался я, Леша, – глядя в окно на ночную столицу, задумчиво проговорил Петр.

- Как это отвоевался? – удивился Маресьев.

- А на что я гожусь, калека?

- А я на что, по-твоему, гожусь – хлеб только переводить? Смотри, Петро, – как-то странно, чужим голосом сказал Алексей и приподнял обе брючины. Петр в изумлении, ничего не понимая, смотрел на протезы.

Так прошла встреча двух прославленных летчиков, награжденных одним Указом Звездами Героя Советского Союза. Маресьев уже летал, громил врагов в воздухе. Шемендюку пришлось добиваться своего возвращения в авиацию у самого командующего Военно-Воздушными Силами Красной Армии А. А. Новикова. Настойчивая просьба капитана была удовлетворена, и он продолжил свой боевой путь, но уже не в небе, а на земле. Окончив курсы при высшей офицерской школе, он был назначен помощником командира 130-й истребительной авиационной дивизии. Хотя больше самому летать не довелось, но трудился для неба: готовил молодых лётчиков, дни и ночи пропадая на аэродроме.

В Восточной Пруссии в период с 18 октября 1944 года по 1 мая 1945 года, выполняя боевые задания, лётным составом, подготовленным майором Петром Шемендюком , проведено сто двадцать восемь воздушных боёв, в которых сбит восемьдесят один самолёт противника, и уничтожен на земле сорок один вражеский самолёт.

Закончил он боевой путь в день Победы в Восточной Пруссии, в Кенигсберге, получив здесь последний боевой орден – Отечественной войны I степени.

За два года участия в войне Петр Шемендюк сделал 261 боевой вылет и уничтожил 24 вражеских самолета.

С 1946 года Петр Семенович - в отставке. Жил в Калининграде . В послевоенные годы более десяти лет работал заместителем управляющего «Калининградэнерго», избирался депутатом городского Совета депутатов трудящихся. Много сил и энергии, организаторские способности отдал восстановлению и развитию энергетики самого молодого региона страны. Во многом благодаря результатам деятельности Петра Шемендюка на ответственном посту разрушенные войной   генерирующие мощности, электросети в кратчайшие сроки были введены в строй, начали давать электроэнергию и тепло населенным пунктам, промышленным и социальным объектам возрождающейся из пепла войны Калининградской области.

Петру Семеновичу часто приходилось выступать перед молодежью с воспоминаниями о героических подвигах советских летчиков. На одном из уроков мужества произошло его знакомство с учеником восьмого класса калининградской средней школы Алексеем Леоновым – будущим советским космонавтом. Эта встреча помогла юноше выбрать жизненный путь в авиацию, а затем и в космонавтику.

В 1983 году П.С. Шемендюк переехал в – в Херсон. Работал директором Музея истории комсомола херсонщины, а после его закрытия в начале 90-х годов, до ухода на заслуженный отдых трудился в Фонде реабилитации инвалидов.
9 мая 2000 года в составе делегации украинских ветеранов Великой Отечественной войны участвовал в юбилейном Параде Победы в Москве на Красной площади.
Герой Советского Союза П.С. Шемендюк скончался 19 июля 2001 года, на 86-м году жизни. Похоронен в Херсоне на городском кладбище.

Вот как вспоминал о своем друге Герой Советского Союза Алексей Маресьев:

«Петр Семенович Шемендюк - человек удивительной судьбы. Я знаю его более 50 лет. Впервые мы встретились в 1934 году на Дальнем Востоке, куда приехали строить город юности - Комсомольск-на-Амуре.

Помню маленький пароход, доставивший нас, первостроителей, на амурский берег, истоптанный, заваленный чемоданами, узлами. На берегу толпились парни и девчата. Куда ни глянь - всюду молодые лица. Строительство Комсомольска-на-Амуре, где начиналась трудовая жизнь Петра Семеновича Шемендюка, походило на сражение. И выиграть его предстояло почти безоружным людям. Кирка, лопата, топор - вот вся техника на первых порах.

Город на заре был построен. Его строители получили путевки в настоящую жизнь. Получил ее и будущий летчик-истребитель Петр Шемендюк. Впоследствии, когда ему приходилось собирать в кулак все душевные силы, мобилизовывать всю свою волю, он с благодарностью вспоминал о годах, проведенных на комсомольской стройке. Именно там он научился ориентироваться в любой обстановке, стойко переносить лишения, не бояться трудностей. Боевая закалка Комсомольска особенно пригодилась Шемендюку во время войны.

С Петром Семеновичем нас сдружила юная мечта: мы оба страстно хотели стать летчиками. Вместе мы окончили аэроклуб, вместе поступили в военную летную школу. Война надолго разлучила нас.

Летом 1943 года до меня дошла печальная весть: Петр погиб. Сказать откровенно, я никогда не верил в это, и он действительно выжил, буквально воскрес из мертвых, вернулся к жизни всем смертям назло. И надо же случиться такому счастливому совпадению - одним Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Петру Семеновичу и мне было присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

После долгой разлуки мы встретились с ним в одном из военных госпиталей. У меня вместо ног были протезы, у него - под самый корень (!)отсечена левая «плоскость»...

Мы обрадовались встрече. «А помнишь?» И пошли воспоминания молодости. И будто мы ни­когда не расставались, словно и не разлучали нас огненные сороковые годы, словно мы только вчера покинули город на заре.

Есть замечательная пословица: "Подлинная жизнь прекраснее легенд". В полной мере эта житейская мудрость применима к трудовой и боевой биографии Героя Советского Союза Петра Шемендюка».