Привести в соответствие с законодательством
13.04.2012

22 марта в Федеральной службе по тарифам РФ состоялось совещание, рассмотревшее вопросы государственного регулирования тарифов в электроэнергетике в Калининградской области.

В выступлении на совещании представителя контрольно-ревизионного управления ФСТ России было отмечено, что приказ № 138-11э/8 от 29.12.2011г., изданный региональной Службой по государственному регулированию тарифов и цен, необходимо привести в соответствие с действующим законодательством. Такой вывод был сделан по результатам анализа, проведенного КРУ ФСТ России.

Таким образом, можно считать, что Служба по государственному регулированию цен и тарифов в Калининградской области нарушила российское законодательство при издании вышеназванного приказа и должна его отменить.

В соответствии с протоколом совещания ОАО «Янтарьэнерго» в адрес контрольно-ревизионного управления ФСТ России в указанный срок был направлен следующий перечень нарушений в области тарифного регулирования, допущенных Службой государственного регулирования цен и тарифов Калининградской области при установлении тарифов для ОАО «Янтарьэнерго» на 2012 г.:

  1. В соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом ФСТ России от 29.07.10 г. № 174-э/8 (далее – Методика № 174), долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования и базового уровня подконтрольных расходов, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. В соответствии с Методикой № 174 расчет расходов по данной статье необходимо производить путем индексирования утвержденного годового уровня расходов 2011 г. (базового уровня расходов). При установлении тарифов для Янтарьэнерго объем подконтрольных расходов был снижен по сравнению с базовым уровнем, т. е. тарифное регулирование осуществлено Службой методом «затраты +», что является нарушением положений данной Методики № 174 и отмечено заместителем начальника управления по работе с региональными органами Р.Е. Дятловым в Протоколе ФСТ России № СБ-39 от 22.03.12г.
  2. Службой нарушены п. 10 и 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном рынке, утвержденных Приказом ФСТ N 20-э/2 от 06.08.04 г. (далее – Методика № 20) в части принципов формирования тарифов на электроэнергию на розничном рынке. Служба 24.01.12 г. Приказом № 07-01э/12 внесла изменения в приказ № 138-07э/11 от 29.12.11 г., снизив одноставочный котловой тариф на среднем (СН II) напряжении с 1,152 руб./кВт.ч до 1,124 руб./кВт.ч. Однако данные изменения не были учтены в тарифах на электроэнергию для конечных потребителей, составной частью которой является стоимость услуг по передаче по котловому тарифу, утвержденных Приказами Службы от 29.12.11 г. №138-08э/11, №138-09э/11, №138-10э/11, №138-01э/11, №138-04э/11, №138-02э/11, №138-03э/11.
  3. В нарушение прогноза социально-экономического развития, утвержденного Минэкономразвития России в сентябре 2011 г., Служба с января 2012 г. утвердила индивидуальные тарифы на услуги по передаче территориальных сетевых организаций (далее ТСО) Калининградской области с ростом до 500% по отношению к тарифам, действовавшим в декабре 2011г.
  4. В нарушение п. 21 Правил государственного регулирования тарифов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.04 г. № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ» (далее Правила) Служба не отразила в Протоколе Правления от 29.12.11 г. (далее Протокол) расходы на оплату услуг организаций, оказывающих регулируемую деятельность — услуги ТСО в необходимой валовой выручке (НВВ) Янтарьэнерго по котловому тарифу.
  5. Служба ни в одном документе не сформулировала объем «котла» в регионе, не определила схему взаиморасчетов между сетевыми организациями в условиях появления второго гарантирующего поставщика в регионе, в то время как Приложением N 2 “Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям субъекта Российской Федерации” Регламента № 130-э предусмотрено раскрытие необходимых сведений по применению приказа о котловых тарифах
  6. В нарушение п. 25 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом ФСТ России от 08.04.05 г. № 130-э (далее — Регламент), Янтарьэнерго не было ознакомлено с проектом приказа об установлении тарифов за день до заседания Правления Службы, состоявшегося 29.12.11 г..
  7. Службой в одностороннем порядке были внесены изменения в повестку заседания Правления, в результате которых на заседании был также рассмотрен вопрос об установлении котловых тарифов на электрическую энергию на территории Калининградской области, о рассмотрении которого Янтарьэнерго не было проинформировано. При этом на заседание не были приглашены представители ТСО, осуществляющих деятельность на территории региона.
  8. Службой не проведена и не предоставлена в адрес Янтарьэнерго экспертиза тарифов. В протоколе заседания Правления Службы, в нарушение п. 22 Правил, Службой не указаны основания, по которым отказано во включении в тарифы Янтарьэнерго на 2012 г. отдельных статей расходов.
  9. Протокол заседания Правления Службы, предоставление которого, в соответствии с п. 30 Регламента, предусмотрено в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов, был направлен в адрес Янтарьэнерго после письменного запроса 24 января 2012 г., т.е. с нарушением установленного срока. При этом Службой направлена выписка из Протокола с исключением вопроса об установлении котловых тарифов.

Протокол совещания см. ссылку:

Протокол ФСТ_от 22.03.2012 N СБ_39_Янтарьэнерго_СГРЦиТ